
Коллектив молодых учёных Дирекции «Аэромобильность» и Центра «Беспилотные авиационные системы» Московского Авиационного Института в рамках реализации федеральной программы «Приоритет-2030» разработал первую универсальную станцию внешнего пилота. Она даёт возможность для дистанционно контролировать и корректировать полёт дронов самолётного, вертолётного, мультироторного и гибридного типов, а также управления их функциональными системами. Главный вопрос сегодня – на взлете массового использования беспилотных аппаратов – даже не в том, как сделать хорошо функционирующую станцию внешнего пилота. Вопрос в том, как получить универсальную систему, готовую работать в любых погодных условиях, выдерживать длительные нагрузки и при этом быть максимально долговечной. Учитывая потребности рынка и особенности существующих моделей БВС, спустя год плотной работы и массу экспериментов, разработчикам из МАИ удалось создать такого универсального «бойца», который, помимо прочих характеристик, подходит для управления любыми беспилотными воздушными судами.
Совместимость прибора с разными типами дронов избавляет операторов от необходимости использовать отдельные пульты для каждого аппарата и перестраиваться под новые интерфейсы и системы управления. Это повышает надежность и качество взаимодействия внешнего пилота и устройства, которое находится под его контролем. Предложенные системы востребованы в таких сферах, как логистика, мониторинг территорий и инфраструктуры, спасательные и военные операции.
Устройство представляет собой переносной прибор с восьмидюймовым сенсорным жидкокристаллическим экраном, панелью управления и устойчивым к неблагоприятным погодным условиям и внешним воздействиям и сильным перепадам температур корпусом. Аккумулятор позволяет держать заряд до пяти часов активной работы. Устройство связывается с беспилотником посредством радиосигнала, идущего через контроллер, установленный в самом БВС. Эффективность работы системы была подтверждена при тестировании на созданных в МАИ беспилотниках – «Агродроне» и «Дефектоскопе».
«Управление БВС начинается ещё до его взлёта. Оператору необходимо задать маршрут, указать ключевые точки, высоту, скорость и дополнительные задачи — например, включение камеры, съёмку, остановку в воздухе. Все эти данные передаются в систему управления дрона. Как только аппарат поднимается в воздух, начинается непрерывный обмен информацией.Одновременно с этим оператор может в любой момент отправить команду: изменить курс, снизиться, остановиться, вернуться на точку запуска или совершить посадку. Это лишь небольшой список из огромного набора действий, которые производятся при управлении БВС. Поэтому мы, разработчики, должны сделать всё возможное, чтобы система была действительно универсальной и облегчала управление БВС там, где это возможно», — рассказал один из разработчиков, главный конструктор центра «Беспилотные летательные аппараты» МАИ Максим Калягин.
Калягин пояснил, что устройство связывается с беспилотником с помощью радиосигнала. Станция внешнего пилота получает с дрона телеметрию, данные о координатах, высоте, скорости, заряде аккумулятора, работе всех систем. Универсальная станция управления служит альтернативой или дополнением к встроенному автопилоту и позволяет оператору вручную управлять полетом дрона и его полезной нагрузкой, например видеокамерой, тепловизором, лидаром и другим функционалом. Система позволяет осуществлять высокоуровневое управление беспилотниками, с лёгкостью формировать их траектории полёта, отображать телеметрическую информацию и данные с полезных нагрузок. В настоящий момент работа над станцией окончательно завершена. Как отмечают участники проекта, система готова к запуску в массовое производство.