Сегодня мы поговорим об одном перспективном направлении, которое в настоящий момент активно но в режиме тишины развивается прогрессивными странами мира, – стратосферных БПЛА, или, как их по другому именуют, псевдоспутниках.
Стратосферные БПЛА – это БПЛА, работающие на очень больших высотах, они обладают максимально облегченной конструкцией, оснащаются электродвигателями которые питаются от водородных топливных элементов или литиевых аккумуляторов, которые в свою очередь подзаряжаются от солнечных батарей на корпусе и\или больших крыльях этих беспилотников. Такие беспилотники могут очень долгое время (до нескольких месяцев) находиться в небе на высоте до 30 километров.
Стоит сказать, что стратосферные БПЛА имеют ценовой порог вхождения гораздо ниже, чем низкоорбитальные группировки спутников разведки, связи и навигации, таких как, например, SpaceX Starlink . В таких беспилотниках могут использоваться более доступные модели аккумуляторов и топливных элементов, аналогичных тем, которые устанавливаются в электромобили, тем более эта отрасль сейчас активно развивается и ёмкость таких элементов питания чуть ли не с каждым днем возрастает, т.к. в это направление сейчас вкладываются большие капиталы.
Аналогично обстоит ситуация и с электродвигателями – они сейчас крайне интенсивно развиваются как в рамках автомобильной отрасли, так и в электрических и гибридных пилотируемых воздушных судах и БПЛА. Так же за счет развития технологий удешевляется производство и повышается ресурсная емкость солнечных батарей.
Стоит сказать и о том, что практически все элементы конструкции корпусов стратосферных БПЛА производятся из композитных радиопрозрачных материалов, поэтому радиолокационная заметность таких беспилотников стремится к нулю.
Плюсы и минусы, а так же сценарии использования стратосферных БПЛА
Стратосферные БПЛА могут быть не только разведчиками, но и ретрансляторами связи и спутниковых сигналов для передачи навигационных данных, своеобразным «стратосферным GPS». Схему подобного сценария использования стратосферного БПЛА вы можете понять, посмотрев на изображение ниже.
К недостаткам стратосферных БПЛА можно отнести большую трудность их работы в глубине территории противника с учетом того, что у такого противника имеются современны системы противовоздушной обороны.
Тем не менее такие стратосферные беспилотники могут быть достаточно эффективны при работе вдоль границ линии контроля противника, например до начала боевых действий или на линии боевого соприкосновения во время ведения военных действий, где они могут дать возможность вести непрерывную разведку, ретрансляцию сигналов связи и обеспечивать навигацию в глубину территории противника.
Так же стратосферные БПЛА могут патрулировать нейтральные территории, например над морями и океанами, а также заходить на территории, хозяева которых будут неспособны их сбить с помощью собственных средств.
Высота полёта стратосферных БПЛА, составляющая порядка 20–25 километров и более, обеспечит как большую дальность видимости средств разведки, работы ретрансляторов или передачи сигналов навигации, так и их меньшую уязвимость от ЗРК.
На данный момент в России только начинают свой путь среднеразмерные БПЛА, например, БПЛА «Орион», летающие на максимальной высоте до 7,5 км, которые, по доступным данным, достаточно успешно работают в Украине «на ленточке» в зоне проведения СВО. Из зенитных ракетных комплексов, поставляемых в ВСУ с Запада сбить стратосферные беспилотники на высотах, составляющих порядка 20–25 километров, может только ЗРК Patriot, а на высотах в районе 30 километров и выше могут только российсике ЗРК семейства С-400/С-500 , которых по понятным причинам у ВСУ нет, а так же корабельные американские ЗРК с зенитными управляемыми ракетами Standard.
В странах Запада тематика стратосферных БПЛА развивается очень активно. Так, в октябре 2024 года американская компания Skydweller Aero провела испытания БПЛА Skydweller массой 2550 килограмм, с размахом крыльев 72 метра, его грузоподъёмность составляет 363 килограмма. Корпус БПЛА Skydweller выполнен из углеродного волокна, а подзарядка осуществляется от солнечных батарей.
Более подробно о Skydweller мы рассказывали ранее в одном из наших материалов.
Более интересных результатов достигла британская компания BAE Systems, которая завершила испытания стратосферного БПЛА PHASA-35, потенциально способного находиться в небе целый год. Компания BAE Systems называет свой БПЛА ультралёгким высотным псевдоспутником (High Altitude Pseudo Satellite, или HAPS). В ходе испытаний БПЛА PHASA-35 поднялся на высоту чуть более 20 км и провёл там 24 часа. БПЛА PHASA-35 весит всего 150 кг и имеет размах крыльев в 35 метров. Хоть это и ограничивает его полезную нагрузку, с другой стороны, такие сверхлёгкие БПЛА будут стоить дешевле и их можно будет производить в больших количествах, например, применяя как ретрансляторы связи или носители оборудования радиотехнической разведки.
Ещё большие показатели были достигнуты в 2022 году стратосферным испытательным БПЛА Airbus Zephyr, который провёл в воздухе 64 дня на высоте свыше 20 километров, получая энергию от солнечных батарей.
Испытывают свой стратосферный БПЛА Qimingxing-50 («Утренняя звезда-50») и в Китае, его первый полёт состоялся ещё в июне 2022 года. Оснащенный шестью электромоторами БПЛА Qimingxing-50, общий размах крыльев которого составляет 50 метров, может летать на высоте более 20 километров и оставаться в воздухе в течение длительного времени, в том числе и ночью.
Что имеем по итогу…
Стратосферные БПЛА или псевдоспутники – это очень интересное и перспективное направление развития беспилотников, причём ничего сложного в технологиях производства и использования этих машинах нет и они являются коммерчески доступными, что позволит не только богатым странам, но даже и Украине создавать стратосферные БПЛА при поддержке стран Запада.
Но при этом подобрать правильные комплектующие и собрать изделие, которое может пойти в серию — достаточно сложная инженерная задача, которая требует проведения испытаний, грозит потерями прототипов и тестовых машин, а далее требует отладки производства обслуживания таких БПЛА.
Надеемся, что наша страна уделит достаточно внимания этому направлению сегодня, чтобы завтра не быть догоняющими в перспективном сегменте беспилотных средств вооружённой борьбы и хорошо, что определенные наработки в этом у нас уже имеются.