В многочисленных дискуссиях уже много раз поднимался вопрос о том, как можно попытаться устранить одну из самых опасных угроз для бойцов и техники на данный момент– дроны вообще и особенно БПЛА, а в частности FPV-дроны.
Многие правильно отмечают тот факт, что на текущий момент именно БПЛА наносят самый большой урон живой силе и технике на линии соприкосновения. Армии всех стран оказались не готовы к противостоянию с новым оружием войны — FPV-дронами .
На текущий момент в армиях, в том числе и в Российской, нет систем ПВО, способных успешно противостоять беспилотникам. Российские системы ПВО, например «Стрела-10» или «Тунгуска», замечательно сбивают вертолеты, штурмовики, сбивают дроны, летающие на небольших высотах, но ничего не могут поделать с FPV-дронами. Поэтому на линии боевого соприкосновения сложилась такая ситуация, что системы ПВО переднего края были отодвинуты в тыл, чтобы не быть попросту уничтоженными дронами, и прикрывать бойцов на ленточке стало гораздо сложнее. По этой причине около половины потерь нашей армии это как раз и есть результат атак этих беспилотников. И ни в одной армии пока нет полноценных эффективных средств борьбы с FPV-дронами. Но есть некоторые удачные находки наших бойцов. Например, знаменитый танк, прозванный «царь-мангал», который дал направление модернизации танков.
Таким образом, проблема FPV-дронов имеет даже не тактическое, а глобальное стратегическое значение! У армии нет возможности организовывать крупные атаки с использованием большого количества техники и живой силы, т.к. очень много людей и техники поляжет от дешевых пластиковых жужжалок-камикадзе. Поэтому дроны настолько повлияли на современную войну, что приходится менять все сложившиеся тактики и стратегии.
В современной войне появление большого количества подразделений операторов дронов на каком-то участке — предвестник того, сто там будет происходить что-то очень серьезное,- где идут активные столкновения, там и большое количество расчетов БПЛА.
Начнем с главного вопроса, ответ на который, возможно, определит пути поиска возможностей противостояния этим дронам.
Почему же так трудно уничтожать FPV-дроны? — есть как минимум несколько основных факторов.
- Скорость дрона, не дающая возможности быстро сбивать этот БПЛА так же, как сбивают разведывательные дроны, например стрелковым оружием, сетями, кинетическими видами противодействия. Более того, именно скорость позволяет бороться с теми, кто охотится за этими же дронами, и далеко не все остаются целы, после прямой дуэли. Но одно дело гибель дешевой машины, а другое — жизнь человека.
2. Маневренность, которая в сочетании со скоростью и делает дрон таким опасным. Оператор дрона может быстро скорректировать дрон на относительно коротком расстоянии до цели или даже изменить цель в последний момент.
3. Массовость дронов в небе, как наблюдательных, так и камикадзе, что осложняет идентификацию, лишает времени на принятие решения. Бойцы с линии соприкосновения часто говорят о том, что детектор пищат без остановки весь день и невозможно понять, пищит ли детектор из-за наблюдателя или из-за приближающегося камикадзе , из-за чего просто невозможно подготовиться к защите.
Есть, конечно, средства противодействия, такие как противодроновые ружья или носимые РЭБ. Это ружье действительно сможет лишить дрон связи с оператором и тем самым потерять цель, но далеко не всегда эта теория совпадает с практикой.
Во-первых, необходимо чтобы частоты работы ружья совпали с частотой на которой работает дрон. Доработки ружей ведутся постоянно, но они, в любом случае, делаются вдогонку развитию самих дронов и зачастую, когда сделан новый антидрон, то уже сделан и более новый дрон.
Во-вторых, мы уже упоминали скорость, — надо суметь еще поймать шустрый дрон, чтобы сбить его, а для этого нужно иметь опыт и знание принципов работы антидроновых средств защиты. Так же стрелок должен быть готов к применению в любой момент, т.к. дрон может появиться из ниоткуда.
В-третьих, на СВО уже начали появляться дроны, использующие ИИ и оптоволоконную связь с оператором, что сводит на нет любые средства РЭБ.
Именно по этим причинам пока что на линии боевого соприкосновения по-прежнему главенствующее положение занимает все тот же «мангал» в различных исполнениях. И технику, и блиндажи защищает металл,- сетки, листы, арматура, решетки, то есть все во что может упереться при полете дрон и принять на себя удар. Это условно эффективные меры, например когда дрон один, а когда их много это почти всегда завершается победой дронов и это не устраивает ни военных, ни руководство Армии, ни ученых и конструкторов, поэтому ищутся новые эффективные возможности противодействия дронам.