Российские компании активно разрабатывают новые для себя разновидности БПЛА. Одной из таких разработок является дрон «Прыгун-1». Проект предполагает разработку целого семейства БПЛА вертолётного типа, используемых для разведки и атак наземных объектов. Разработка дрона «Прыгун-1» ведётся московским предприятием НПО «Двина» совместно с уже не раз заявлявшим перспективные проекты военным инновационным технополисом «Эра».
Проект дрона в виде макета был впервые представлен на военно-техническом форуме «Армия-2024», рядом с ним была представлена пусковая установка-тубус, а также основная информация о проекте и графические материалы.
Сейчас разработчики создают первые прототипы и подбирают подходящие технические решения, прорабатывают детали и техническую часть конструкции. «Прыгун-1» планируется как многоцелевой дрон для использования в разведке, обнаружения и поражения целей. Дрон будет работать в управляемом или автоматическом режиме, что позволит ему работать даже несмотря на противодействие со стороны РЭБ. Начало полноценных лётных испытаний, запуск производства и поставки техники в армию пока только в проекте.
Так же известно, что на основе общих решений и компонентов разрабатывается не один Прыгун, а сразу два БПЛА, которые будут отличаться своими функциями и возможностями. Первый из них будет более крупный и сможет нести модульную нагрузку, такую как оптико-электронная станция или боевая часть. Второй будет ударный и должен нести только боевой заряд.
Перейдем к известным техническим деталям — БПЛА будут реализованы по вертолетной схеме с двумя соосными винтами. Дроны будут иметь цилиндрический корпус. В верхней части корпуса, ближе к торцу, находится несущая система в виде пары соосных винтов противоположного вращения на электрической тяге. В нижней части корпуса размещается полезная нагрузка или целевой модуль.
Дроны смогут выполнять вертикальный и горизонтальный полет. Штатный аккумулятор позволит пролетать до 30 км и оставаться в воздухе около 26 минут. Один из дронов более тяжелый и имеет взлетную массу 5,5 кг и более крупные размеры. Для него разрабатывается модуль полезной нагрузки с боевой частью фугасного действия. Будет возможность пристыковать к нему модуль разведки с видеокамерой или тепловизором. Второй дрон в два раза меньше и он сможет нести только легкую боевую часть.
Замена модулей планируется простым способом прикручивания и откручивания резьбового соединения и универсального разъёма передачи питания и данных. «Прыгуны» получат систему управления с несколькими режимами работы, как с помощью оператора, так и с помощью встроенного искусственного интеллекта.
Обе модели БПЛА будут работать с унифицированной пусковой установкой, выполненной в виде цилиндра с пневматической катапультой. По команде оператора, беспилотник выталкивается в воздух, после чего запускает двигатель, раскладывает лопасти и начинает самостоятельный полет.
В случае необходимости дроны смогут возвращаться к месту старта и совершать вертикальную посадку. Благодаря легкости конструкции, новые дроны смогут легко переноситься или перевозиться любым транспортом. Оператор сможет моментально подготавливать БПЛА к запуску и начинать полет практически в любых условиях, просто выпуская дрон в воздух из пусковой трубы.
Так же рассматривается вариант размещения пусковых установок на технике, например на бортах танков, тогда при необходимости экипаж сможет запускать беспилотник и изучать окружающую обстановку или атаковать цели, недоступные для основного вооружения.
Разработчики проекта «Прыгун-1» утверждают, что их БПЛА имеют ряд важных преимуществ перед аналогичными изделиями существующих типов. Основные достоинства нового проекта обусловлены его компоновкой и схемой.
Двухвинтовая соосная схема обеспечивает беспилотнику требуемый уровень лётных характеристик. Благодаря этому достигается высокая скорость и дальность полёта. БПЛА достаточно устойчив и может выполнять полёты в разных условиях, в том числе в плохую погоду.
Винтомоторная группа такого беспилотника получается значительно проще, чем двигательные установки квадрокоптеров со схожими характеристиками. В частности, за счёт этого сокращается расход энергии. Можно уменьшить используемый аккумулятор и облегчить беспилотник либо увеличить дальность и продолжительность полёта.
Ещё одной сильной стороной нового дрона является наличие быстросъемных полезных нагрузок. Более тяжёлый БПЛА сможет нести различные оптические средства или боевую часть. Благодаря этому сам беспилотник или стая таких БПЛА станут гибким разведывательно-ударным средством. Лёгкий дрон не является многофункциональным, но его задача за счет легкости показывать высокие лётные и боевые характеристики.
В целом, проект многоцелевого семейства дронов «Прыгун» достаточно интересна и перспективна, они своими характеристиками и возможностями в будущем смогут дополнить другую военную технику и расширить разведывательно-ударные возможности подразделений, однока для его завершения, проведения испытаний, отработки двух БПЛА и запуска производства потребуется какое-то время. Мы очень надеемся, что команда разработчиков «Прыгуна» успешно выполнит планы и решит все поставленные задачи и запустит перспективный БПЛА в серию.