В зоне проведения СВО всё чаще стали появляться ударные беспилотные летательные аппараты нового поколения, на которые не воздействуют средства радиоэлектронной борьбы как с Российской, так и с Украинской стороны. По отношению к ВСУ речь идет о дронах, которые оснащены новейшей системой управления Skynode от американской компании Auterion.
Skynode — это небольшой компьютер размером чуть с пачку сигарет, объединяющий в себе достаточно мощный микропроцессор, модуль управления полетом, систему обработки и передачи потокового видео, контроллеры полета, сетевых подключений и сотовой связи. Это большое количество функций заключено в одном маленьком устройстве в компактном корпусе. Очень современное и высокотехнологичное устройство, которое позволяет реализовать сразу несколько наборов функций.
Он предназначен для управления дронами с количеством двигателей до восьми штук, включает так же более крупные платформы с фиксированным крылом. Он специально разработан для обеспечения развертывания беспилотных систем, работающих с приложениями ИИ и компьютерного зрения. Он прошел множество испытательных полетов и допущен к использованию для правительственных и военных приложений.
Наши технологии трансформируют поле боя, помогая демократиям защищать себя. Мы гордимся тем, что вносим свой вклад в усилия украинцев с помощью более умной, точной и экономически эффективной технологии, которая позволяет им использовать беспилотники во все более масштабных масштабах для отражения агрессора, — сказал Лоренц Майер, генеральный директор Auterion.
Skynode S — недорогой, чрезвычайно компактный аппарат, который будет выпускаться десятками тысяч экземпляров, впервые представляя беспрецедентный масштаб для западной индустрии беспилотных летательных аппаратов — добавил он.
Такой мини-компьютер может стать центром управления БПЛА — управлять полетом, — его высотой, направлением, скоростью движения. Положение в пространстве такой внутренний центр управления управления может отслеживать с помощью модуля спутниковой навигации.
Причем надо понимать, что такое устройство можно программировать на полет по сложной траектории, а можно задать алгоритм выбора траектории полета — ИИ сам рассчитает, например, маршрут облета в заданном районе. И, конечно, в программу полета такого БПЛА при необходимости может вмешиваться человек, корректируя непосредственно направление и высоту или изменяя цели миссии.
Компьютер также позволяет БПЛА «видеть», то есть он может быть оборудован системой машинного зрения, которая выполняет анализ того изображения, которое получает с камеры дрона. Подобная современная видеоаналитика позволяет легко различить, например, вид транспортного средства, военную технику от сельскохозяйственной, людей от животных, читать рельеф местности, видеть географические метки. Соответственно, с системой машинного зрения получается уже не просто летающий по программе и по спутниковой навигации дрон, а умный БПЛА, который может различать объекты и местность, подстраиваясь под ситуацию и меняя алгоритм поведения при обнаружении того или иного объекта. И все эти возможности дрон имеет внутри себя, без связи с оператором на земле. БПЛА может выполнять не просто какие-то мелкие функции, но даже некоторые полноценные задачи вообще без участия человека.
Современный подход к ведению боевых действий и столь продвинутые возможности компьютерной техники позволяют реализовать достаточно сложные сценарии применения дронов с такой технологией. Он может выводиться в район боевого применения оператором с помощью традиционного дистанционного управления либо по запрограммированному маршруту.
Далее беспилотник может получить задачу вести патрулирование какой-то географической области в поисках объектов бронетехники или групп людей. Компьютер с этим справится. После обнаружения того или иного типа цели компьютер должен убедиться в том, что этот объект можно атаковать. Электроника в определении того, что перед ним вражеский объект, следует некоторым достаточно простым правилам, например: «Все танки в этом районе — вражеские». После обнаружения объекта-цели мини-компьютер запускает программу атаки обнаруженного объекта — эта программа зависит от типа и внешних характеристик цели. Танк будет атакован одним способом, а танк с мощной противодронной защитой-«черепахой» — иначе. И все эти действия выполняются автономно — без участия оператора.
В чем тут самое серьезное преимущество такого решения перед традиционными дронами? Такие умные БПЛА не подвержены воздействию систем радиоэлектронной борьбы. Такому дрону невозможно поставить помехи — он не зависит от связи с оператором. Таким образом устраняется самый массовый и эффективный сейчас способ борьбы с БПЛА на поле боя — РЭБ.
Еще один нюанс — их сложно будет обнаруживать по радиоизлучению — если не будет дистанционного радиоуправления, то не будет и источника излучения — и никакие детекторы не обнаружат ни оператора, ни такой БПЛА.
С такими автономными системами управления БПЛА действительно становятся настоящими роботами-убийцами, которые могут действовать автономно и без участия человека.
Как с этим бороться Российским вооруженным силам?
Однако, эксперты отмечают, что чудо-оружия не существует и их нельзя назвать непобедимыми — и рецепт борьбы с ними известен,- против этих высокотехнологичных машин хорошо сработают традиционные средства обнаружения и уничтожения ПВО.
Если не работают комплексы РЭБ и пассивные средства обнаружения, обнаруживающие БПЛА по радиоизлучению, то надо перейти к традиционным средствам ПВО. Например, найти такой БПЛА смогут радары, предназначенные для обнаружения низколетящих малых объектов, и оптоэлектронные станции обнаружения. Так же есть системы аудиообнаружения, способные обнаружить дрон по звуку моторов, — специалисты смогут обнаружить все, главное, дать им надежные каналы связи со средствами ПВО, чтобы вовремя обнаружить и сообщить об угрозе.
После обнаружения в дело вступят артиллерийские и ракетные системы противовоздушной обороны, а также стрелковое оружие. ПВО «Панцирь» уже получил малогабаритные ракеты ПВО, которые рассчитаны на борьбу с дронами. Но таких БПЛА становится всё больше, поэтому важно дать армии как можно больше системам противодействия. И проще всего это сделать с помощью артиллерийских зенитных установок — тех же ЗУ-23. Правда, им важно дать оптоэлектронные станции, тепловизионные прицелы — что намного больше повысит шансы быстрого поражения БПЛА.
По мере введения новых разработок в рабочий режим, в дальнейшем для борьбы с такими дронами можно будет задействовать лазерные и СВЧ-системы ПВО — такие станции уже разрабатываются во многих странах мира, в том числе и в России их уже испытывают и начинают применять.