
Минпромторг хочет ограничить доступ к сведениям о производителях беспилотных систем и комплектующих к ним в ЕГРЮЛ, объясняя такое решение заботой о безопасности производителей. Такая защита, наверняка, необходима компаниям, связанным с оборонным сектором, но сектору гражданскому она может только навредить.
Коррупция и конфликт интересов.
Сокрытие данных и ограниченный доступ к базе производителей беспилотников и комплектующих создаст коррупционные риски и наверняка найдутся те, кто этими возможностями воспользуется. Чиновник, или связанное с ним лицо, может фактически контролировать компанию, получающую госконтракты или субсидии. Проверка связей между подрядчиками становится почти невозможной и формально всё законно, но фактически — конфликт интересов скрыт. А вот на безопасность это повлияет едва ли, поскольку у иностранных спецслужб, организующих атаки, есть доступ к информации благодаря теневому рынку персональных данных.
Закупки под угрозой.
Сейчас злоупотребления при заключении госконтрактов часто вскрываются благодаря анализу портала госзакупок и реестров и сопоставлению данных о владельцах, но закрытие информации лишит отрасль «общественного контроля». Зато облегчит манипуляции, создание «карманных» подрядчиков и ротацию юрлиц под одного заказчика. Отсутствие контроля позволит дробить бизнес на десятки формально независимых компаний, перекладывать ответственность за брак, срыв сроков или хищения. Контрагенты будут видеть «новое лицо», а ЕГРЮЛ будет скрывать старые проблемы.
А судьи кто?
Вопрос и в том, как именно будет приниматься решение о сокрытии данных производителей беспилотников и комплектующих для БЛА, и не создает ли это новую возможность для злоупотреблений — «нужным» компаниям доступ закроют, а для «неудобных» могут оставить открытым. Не станет ли такая мера инструментом давления или поощрения? Без прозрачных критериев может появиться соблазн относить к «чувствительным» компаниям тех, кто к БПЛА имеет косвенное отношение, или прикрывать коммерческие и управленческие ошибки. Проблема не в самой защите людей, а в том, что закрытие ЕГРЮЛ убирает внешний контроль, не создавая адекватных компенсирующих механизмов.
Надеемся, что все эти проблемы будут решены и данные меры не войдут в законодательство в том виде, в котором предлагаются сейчас.






























