Пн-пт: 09:00-19:00

Сб-вс: 10:00-17:00

В бою беспилотных технологий между Россией и Украиной пока нет победителя — почему?

За последнее время Росийская армия серьезно увеличила количество атак беспилотниками. За полгода их количество увеличилось более чем вдвое. Это очень хорошо, но у такого подхода есть и другая сторона медали…

Помимо прямого назначения – ударного, дроны-камикадзе также призваны отвлечь ПРО противника перед активизацией ракетных обстрелов. И уже сейчас трудно сказать, какая из этих двух выполняемых ими функций важнее.

Российский БПЛА «Герань» способен преодолеть сложный маршрут, изменяя высоты и курсы; кучно не летит; эффективно работает по незащищённым зонам; имеет раздельную боевую часть, пробивающую почти любые прочные конструкции. А если есть точные разведданные о мобильных группах неприятельских средств ПВО, то этот беспилотник становится практически неуязвимым. А когда-то всё началось с иранского образца Shahed-136 и неспеша, но очень правильно отечественная промышленность освоила выпуск модификаций этого БПЛА, а также иных беспилотников-камикадзе уже собственной разработки.

Вдобавок на дроны начали устанавливать специальные антенны российского производства. Это такое оснащение, которое отсекает посторонние сигналы и препятствующее подавлению спутниковой навигации с помощью РЭБ. Российские CRPA-антенны «Комета» фильтруют помехи одновременно из нескольких источников, что очень затрудняет подавление управления летательным аппаратом.

Российские разработчики добились того, что беспилотники могут быть менее дорогими и при этом по желанию как более, так и менее технологичными, чем иранские, при этом позволяя сохранять только целевой функционал. Например, сейчас у нас на фронте актуальны удешевлённые БПЛА «Гербера», о которых мы не так давно рассказывали, выпускаемые в следующих версиях: радиоэлектронный разведчик, камикадзе и ложная цель. Внешне дрон похож на Иранскиий Shahed , но имеет фюзеляж из пенопласта и собран из дешевых материалов. Армия уже массово применяет такие БПЛА, чтобы перегрузить украинскую ПВО, а также с целью наблюдения за местностью.

Однако справедливости ради стоит заметить, что и ВСУ учатся с ними бороться минимизируя затраты, и часто довольно успешно. Так, минувшим летом у украинской армии появились первые дроны-перехватчики, которые, стоит признать, довольно неплохо показали себя. Такой FPV-истребитель отличает повышенная скорость, большой запас хода , а некоторые даже оборудованы камерами ночного видения. Как пример одна из моделей такого дрона-истребителя выдаёт до 325 км/ч и может работать на высоте почти до 6 км. Для сравнения Иранский беспилотник «Шахед» может набирать 180 км/ч и высоту 4 тыс. м. СВУ уже испытали такие дроны и вывели их на производство в промышленных масштабах, и в настоящее время оно поступает на вооружение спецотрядов операторов БПЛА ВСУ. Так же стоит отметить, что себестоимость такого дрона – около $3 тыс., что, к сожалению, дешевле тех беспилотников, которые он призван уничтожать.

Но пока такие воздушные дроны перехватчики еще не получили массового распространения, в ходу по-прежнему стандартные средства защиты. Каждодневно на дежурство заступают мобильные ПВО с пулемётами, ЗУ и ПЗРК. И в этом направлении Украина ведет активную работу,- с целью повышения эффективности таких отрядов Украинская компания ZAVOD по заказу Нацгвардии Украины создала пулемётные турели со стабилизацией. При этом кучность стрельбы выросла почти в 10 раз! Для турели изобрели и устройство наведения, дающее оператору возможность удерживать тепловизорный прицел, а система в автономном режиме вычисляет расстояние до объекта и надлежащее положение установки. Стрелку достаточно в ручном режиме поймать красную точку на мониторе, даже не глядя в небо. Цена турели – 2,5 тыс. долларов, и в украинской армии счёт этих приспособлений уже близок к тысяче. Но в такой тактике важно правильно выбрать позиции, поэтому украинские стратеги на основе данных и их анализа пытаются угадать пути наших дронов-камикадзе, определяют закономерности и пытаются расставить мобильные группы на путях следования беспилотников. Конечно, в таких расчетах, ошибок больше, чем совпадений: дроны каждый раз меняют маршруты и стараются забраться на недосягаемую высоту, но и попадания случаются часто.

Положительный момент для Российских военных до недавнего времени заключался в том, что украинское небо можно было назвать почти дырявым, но сейчас об этом приходится говорить уже реже,- в дополнение к малочисленным мощным ПВО и РЛС украинская компания ZVOOK предложила дешевую и при этом надежную разработку,- акустические сенсоры, реагирующие на характерный звук летящего дрона и мгновенно передающие координаты после его обнаружения. Изделие в состоянии улавливать работу мотора на расстоянии более 5 км и посредством мобильной связи передавать соответствующий сигнал на диспетчерский пульт. В этом решении уже задействовано новейшее программное обеспечение с использованием искусственного интеллекта. Разработчики обучают его распознавать звуки российских БПЛА и ракет. Такая система способна отфильтровывать их от посторонних звуков. И сейчас речь идёт уже о сотнях таких сенсоров, размещённых по территории Украины. При этом стоимость одной такой станции находится в пределах $500, что тоже уже вплотную приближается к стоимости всего лишь одного среднего дрона.

При всем этом ВСУ постепенно обзаводятся внушительным арсеналом собственных средств РЭБ, деятельность которых уже доставляет локальные потери нашим беспилотным войскам. Такая стационарная система РЭБ способна искажать GPS-сигнал и сбивать дроны с их курса, заставляя лететь в произвольном направлении либо падать. Это, конечно, аналогично российским средствам РЭБ, но то, что их количество увеличивается и с украинской стороны не может не расстраивать.

Именно по всем вышеперечисленным факторам победитель в беспилотной гонке и в противодействии дронам пока не выявлен, но мы, конечно, уверены, что победа будет за нами!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *