Глобальный успех применения дронов всех типов в ходе военных операций по всему миру и, в частности в СВО на Украине, привел к появлению в войсках своих беспилотных квази-бомбардировщиков, квази-штурмовиков и квази-истребителей. Это значит, что Российской Армии для успешного решения стоящих боевых задач требуется увеличивающаяся с каждым днем собственная БПЛА-авиация. Президент России уже высказался о возможности появления отдельного рода войск, давайте, подумаем, какими бы могли быть эти войска и как бы могла выглядеть такая квази-авиация.
Как на стороне России, так и на стороне противника все начиналось с обычных массовых квадрокоптеров типа «Мавик», которые использовались для ведения разведки и корректировки артиллерии. Потом ВСУ первыми сообразили, что на эти беспилотники можно подвешивать и сбрасывать с их помощью различные боеприпасы типа гранат или минометных мин.
Дальнейшими действиями в этом развитии, стали успешные попытки адаптации тяжелых гражданских агродронов, используемых для наблюдения, картографии и обработки полей, — в зоне СВО их приспособили как под наблюдения, так и под сброс более мощных боеприпасов, возьмем ту же украинскую «Бабу Ягу» — летающую по ночам на большой высоте. Управление таким дроном идет через спутниковый терминал, что силноь снижает эффективность РЭБ, а точки сброса заранее прописаны в программе действий дрона.
Один такой БПЛА-бомбардировщик стоимостью в полтора миллиона рублей способен успеть уничтожить целую кучу техники, каждая единица которой может стоить дороже такого БПЛА в сотни раз. Дальнейшим развитием этого направления стало появление мультикоптеров, осуществляющих дистанционное минирование, сбрасывая эти мины на дороги и к позициям противника.
Отдельным направлением развития БПЛА-авиации являются ударные дроны, управляемые от первого лица оператором. Простейшими беспилотниками стоимостью в районе 500 долларов, оснащенными боевой частью от РПГ в день в одиночку можно уничтожить целую колонну бронетехники. Разменять 20 FPV-дронов на один танк или БМП, или 5 дронов на одного солдата — считается в текущих условиях вполне нормально.
Из последних тактик использования новой стало появление дронов, использующихся в качестве огнеметов, — об одной из подобных российских разработок мы рассказывали в нашем недавнем материале. В Сети можно посмотреть видеозаписи того, как такие летающие огнеметы выжигают свои цели.
Считается, что наиболее эффективным средством борьбы с БПЛА, управляемыми дистанционно, является применение РЭБ ,- это так, но сейчас уже начали использоваться и активно совершенствуются системы управления с использованием систем искусственного интеллекта и системы управления по оптоволоконной связи, что делает дроны устойчивыми к воздействию таких РЭБ. Сейчас все более актуальным и практичным методом снова становится физическое уничтожение таких БПЛА зенитным огнем или при помощи другого БПЛА методом тарана или носимых на БПЛА вооружений (того же огнемета).
Самым простым и, возможно, эффективным ответом на вражеские квадрокоптеры-наблюдатели, висящие вне пределов дальности поражения гладкоствольных дробовиков, является «летающий молот», разработанный в России о котором мы рассказывали в одном из наших материалов. Такой антидрон можно быстро поднять в небо и сбить вражеский дрон-разведчик. Это тот тип беспилотного вооружения, простой, недорогой и надежный, и может быть крайне востребован на самом низшем армейском уровне.
Для борьбы с вражескими дронами-разведчиками самолетного типа потребуются уже собственные дроны самолетного типа. Дело в том, что они могут пролетать даже сквозь наше поле РЭБ, восстанавливая управляемость после его преодоления.
Нужны дроны-перехватчики, оснащенные пулеметом и способные нести легкие ракеты класса «воздух-воздух» на подвесе. Нечто подобное могло бы использоваться российской пехотой для защиты собственных дронов самолетного типа и охоты на вражеские воздушные разведчики и «Бабы Яги».
Наконец, перспективным видится использование для поддержки штурмовых подразделений ВС РФ и прикрытия колонн разведывательно-ударных беспилотных вертолетов типа белорусского Hunter. Они могли бы применяться в качестве носителей тактических комплексов РЭБ, а также РЛС и пулеметной турели, которая бы сбивала в автоматическом режиме атакующие FPV-дроны противника. Также БПЛА вертолетного типа могут использоваться для организации снабжения и такие разработки мы не раз уже освещали.