
Разработка продемонстрирована на международном форуме «Острова устойчивого развития: климатический аспект» на Сахалине. Форум проходит на территории первого в России дронопорта Пушистый у города Корсакова, где под эти цели построили павильоны «Сахалин экспо». И в ТАСС утверждают, что это первый в России беспилотник на водородных топливных элементах. По словам инженера из «Центра водородной энергетики» Тимофея Сергеенко, водород хранится в композитном баллоне под давлением 350 атмосфер и поступает «в момент электрохимической реакции». По его же словам новый беспилотник за счет топливного элемента и водородного баллона сверху летает в 3,5-4 раза дольше аккумуляторного.
«Продолжительность полета больше за счет водородного топливного элемента, энергоемкость системы больше, поэтому летают дольше», – пояснило разработчик.
Беспилотник, как сообщается, может находиться в воздухе до 4 часов и переносить грузы до 5 кг. Взлетная масса составляет 18 кг. Аппарат собрали в Москве при сотрудничестве с научным центром «Крылья Сахалина», и сейчас он находится на завершающих стадиях сертификации. Основные испытания завершены, в ближайшие несколько месяцев начнется коммерческое использование дрона и БПЛА поступит в продажу.
Тестировать беспилотник будут в том числе на Сахалине, где создан первый в России дронопорт и функционирует водородный полигон с инфраструктурой для заправки водородом. Тесты, во время которых будет оцениваться аэрологистика, состоятся в ходе международного форума беспилотных аппаратов всех сред «Крылья Сахалина», который пройдет также на дронопорте Пушистый с 6 по 8 сентября. Будет проводиться расчет экономической эффективности модели по разным сценариям — аэрофотосъемка, доставка грузов и другое.
А вот со словом «первый» в заголовках СМИ, вероятно, переборщили. По крайней мере еще в 2019 году ЮРГПУ имени Платова (Ростовская область) показывал на конкурсе Up Great «Первый элемент» в Москве свой квадрокоптер, работающий на водородных топливных элементах. Возможно, это один и тот же аппарат (но скорее всего нет), но тогда причем тут Сахалин?
Так же в 2023 году был представлен мультироторный летательный аппарат с источником энергии на основе водородных топливных элементов, разработанный научным коллективом российских разработчиков из ФИЦ ПХФ и МХ РАН (г. Черноголовка) и МФТИ (г. Долгопрудный).
Так или иначе, ждем серийный БПЛА и будем делать выводы.