
Холдинг «Росэл» Госкорпорации Ростех приступил к испытаниям системы идентификации дронов. Аппаратура работает по принципу «свой-чужой» и в автоматическом режиме маркирует дружественные дроны на высоте до 5 км и расстоянии до 100 км от радиозапросчика.
К производству установочной партии оборудования планируется приступить уже в 2025 году. Ключевой элемент новой системы — устанавливаемый в БАС радиолокационный опознаватель. На первом этапе аппаратура будет работать со станциями, использующими российскую систему государственного опознавания. Такие приборы применяются, например, в авиации, чтобы отличать свою технику от техники противника.
Приёмоответчик отличается небольшим весом (не более 90 г) и низким энергопотреблением. Это позволяет интегрировать изделие в широкую линейку беспилотников гражданского и специального назначения, в том числе сельскохозяйственные или геодезические квадрокоптеры.
По информации от разработчиков принцип работы устройства такой, что при облучении дрона РЛС приемоответчик будет посылать зашифрованный сигнал, который позволит нашим самолетам или зенитным комплексам идентифицировать летательный аппарат в качестве своего. Приемоответчик работает со станциями, использующими российскую систему опознавания «Пароль». Такие приборы применяются в военной авиации, чтобы отличать свои летательные аппараты от техники противника.

Один из опытных образцов опознавателя проходит тестирование на дроне «Геодезия-401» производства ГК «Геоскан». Такой дрон предназначен для аэрофотосъемки в городах и на карьерах. Оборудование испытали на электромагнитную совместимость с остальными элементами дронов.
«Важность создания системы идентификации БПЛА недавно подчеркнул Президент России. Наш опознаватель уже прошёл этап испытаний на электромагнитную совместимость с остальными системами дрона-носителя, и летом 2025 года предприятие приступит к лётным испытаниям в составе БПЛА.» — подчеркнули в «Ростехе».
В «Ростехе» добавили, что производство систем, готовых к установке, начнется в 2025 году. Более подробные сроки станут известны позднее.
В начале СВО проблему уничтожения собственных дронов пытались решить, сообщая зенитчикам районы, где будут работать наши дроны, но с тех пор обстановка сильно изменилась. Вдоль линии боевого соприкосновения действуют тысячи БПЛА, и понять их принадлежность практически невозможно. Наша ПВО сбивает всё подряд, чтобы не пропустить атаки противника, не допустить разведдеятельности и корректировки артиллерии с дронов. У наших зенитчиков просто нет выбора. После внедрения системы «свой-чужой» на БПЛА ситуация изменится в нашу пользу, случаи «дружественного огня» сведутся к минимуму. Наши беспилотники станут дольше служить, а у ПВО уменьшится расход ракет.