
Специалисты Вольского военного института материального обеспечения выпустили новый наземный логистический дрон «Вольчанин» грузоподъемностью в полтонны. Беспилотник был создан преподавателями и курсантами Вольского филиала Военной академии материально-технического обеспечения (ВА МТО) имени генерала армии А. В. Хрулева
Первый показ беспилотника «Вольчанин» состоялся на Международном военно-техническом форуме «Армия-2024», где разработчики были отмечены наградой «За вклад в развитие вооружения и военной техники».
Беспилотное транспортное средство разработанное для доставки грузов, например боеприпасов и питания и эвакуации раненых с передовой, а также минимизации присутствия личного состава на линии боевого соприкосновения уже проходит испытания у военных. На данный момент институт в сотрудничестве с Уфимским трамвайно-троллейбусным заводом изготовил первые четыре платформы.
Новое наземное транспортное средство с цифровой системой управления «Коршун», также разработанной сотрудниками филиала — платформа весом 600 кг и с запасом хода до 30 км.
Дрон оснащен парой бесшумных асинхронных электродвигателей мощностью по 5,5 киловатта, позволяющих перемещать прицеп с грузом весом 950 кг. Питание обеспечивают аккумуляторы емкостью 16 кВт/ч, а встроенный бензогенератор позволяет работать в автономном режиме длительное время. При необходимости дрон способен сбросить груз без участия операторов.

Для работы с платформой используют цифровую систему управления с выносной антенной или дроном-ретранслятором, работающим на удалении до 10 километров.
«Такая дальность действия комплекса ограничена радиотрактом — на большем расстоянии есть шанс потерять управление дроном. Это очень хороший показатель. Кроме того, радиоканал нашего аппарата имеет высокую помехозащищенность. На нем стоит особый вид связи — плавающая частота передачи сигнала в диапазоне 1,5 гигагерца. То есть, чтобы заглушить один наземник, нужно задействовать целую машину РЭБ.«
— поясняет кандидат технических наук, доцент кафедры технических служб тыла Дмитрий Горин
Для работы в разных климатических условиях особое внимание уделялось трансмиссии — это обеспечило проходимость по бездорожью и возможность преодолевать подъемы до 30 градусов. Испытания проводились на сложной местности с выбоинами, заграждениями и песком, а также под воздействием средств радиоэлектронной борьбы. По данным ВА МТО, дрон успешно прошел тесты на водостойкость, разгон и торможение, устойчивость к помехам, и проходимость.
Одним из сложнейших этапов при создании комплекса стало обеспечение стабильной работы дрона-ретранслятора, необходимого для управления платформой. По словам Горина, коллектив разработал специальное программное обеспечение и автоматическую антенну с поворотом. Энергоснабжение обеспечивается по кабелю с земли, что позволяет удерживать дрон в воздухе круглосуточно в любых погодных условиях.
Функциональность комплекса может быть расширена за счет модульных надстроек. Так, модуль «КПТ» предназначен для доставки питьевой воды объемом до 450 литров, а «Мобильная прачечная» включает в себя оборудование для стирки, сушки и дезинфекции формы для 30 человек.
Отметим, что новая разработка может сыграть важную роль в будущем логистики на поле боя. Наземный дрон «Вольчанин» значительно снижает нагрузку на личный состав, сокращает риски при снабжении передовых позиций и повышает устойчивость тылового обеспечения в условиях современных боевых действий. Универсальность и модульность платформы открывают широкие перспективы ее применения не только в военной, но и в гражданской сфере — при ликвидации последствий ЧС или работе в труднодоступных районах. Его высокая грузоподъемность, бесшумность и автономность делают его идеальным решением для военных и спасательных операций. С дальнейшим развитием автономных систем такие платформы могут стать стандартом не только в армии, но и в повседневной жизни, освобождая человека от рутинных и опасных задач.