Пн-пт: 09:00-19:00

Сб-вс: 10:00-17:00

РЭБ против искусственного интеллекта — баланс сил в беспилотной гонке вооружений?

Начать этот материал хотелось бы сразу с простых и понятных цифр на примере совсем недавних событий, — отражение комбинированного воздушного удара Ирана обошлось Израилю в сумму около 1,5 миллиарда долларов за одну ночь, при этом часть ракет достигла своих целей и тоже нанесла немалый урон. Повторный крупный удар Тегерана, если он состоится, будет куда более серьезным, и заранее о нем никого уже уведомлять не станут. Вполне отчетливо понятно, что при планировании своего смешанного ракетно-беспилотного удара иранские стратеги учитывали опыт и российско-украинского столкновения, в котором армия РФ активно применяет дроны-камикадзе, в том числе и семейства «Герань» для не только для прямых ударов, но и для перегрузки системы ПВО/ПРО противника с целью расчистки пути для крылатых ракет.

Пишут, что множество иранских беспилотников «Шахедов» были сбиты задолго до их подлета к территории еврейского государства, но вот сколько стоило это отражение в пересчете на деньги и какое получилось соотношение дорогостоящих средств обороны к низкобюджетным одноразовым беспилотникам? В связи с этим, заметим, что именно чрезвычайно низкая стоимость ударных БПЛА по сравнению с уничтожаемыми ими целями сегодня делает их «оружием Победы».

Так, FPV-дрон, собираемый из китайских комплектующих практически на коленке, стоит в районе 30-50 тысяч рублей, и такой дрон легко может подбить мощный боевой танк стоимостью в несколько миллионов долларов. Даже если на один танк уйдет 10 беспилотников, это все-равно будут несоизмеримые суммы. А сколько «стоят» человеческие жизни экипажа транспортного средства или боевой машины… Сделанный из «некой субстанции и палок» дрон самолетного типа может пролететь несколько сотен километров на пенопластовых крыльях и ударить по заранее заданным координатам, поразив, например, какой-нибудь цех с дорогостоящим оборудованием или склад ГСМ, а ,может, и целый НПЗ, — экономический ущерб от такого точечного удара может стоить уже миллиарды рублей.

Размен получается не самый эквивалентный, и его необходимо как-то уравнять или нивелировать, желательно с наименьшими затратами средств и времени. Конечно, можно, как Израиль, поднять в небо всю авиацию, при этом зная, когда будет нанесен удар. Но в постоянном режиме это делать не получится, а к каждому стратегическому объекту, отдельные ЗРК и ЗРПК с обученными сменными расчетами не приставишь, так как в таком количестве их просто нет.

Относительно противостояния дешевым FPV-дронам на передовой в качестве некоего равновесного ответа у нас позиционируются средства РЭБ, которые должны блокировать каналы управления и передачи информации от беспилотника к оператору. С помощью того же РЭБ неоднократно блокировались и дроны самолетного типа. Кажется, что средство от дронов найдено, но при этом уже есть и каждый день появляются новые нюансы.

Не говоря об управлении по оптоволоконному кабелю, для того чтобы обойти российский РЭБ, «западные партнеры» начали помогать ВСУ оснащать дроны элементами искусственного интеллекта, который осуществляет управление беспилотником в автономном режиме в случае отсутствия связи с оператором. Первыми такими беспилотниками с украинской стороны стали дроны Saker Scout, «Сойка» и «Каратель», которые могут нести неуправляемую фугасную бомбу 75 мм на расстояния почти 50 км.

Работают в направлении внедрения искусственного интеллекта в беспилотники и в нашей стране. Мы уже не раз рассказывали как о новых разработках наших инженеров, так и о внедрении элементов ИИ в уже существующие модели беспилотников, как летающих, так и водных как инженеры создали интеллектуальную систему наведения FPV-дронов, способную распознавать и атаковать цели без участия человека. Захватив объект либо с помощью оператора, либо самостоятельно по заранее заложенной задаче, при обрыве связи устройство продолжает сопровождение цели и осуществляет ее поражение вне зависимости, движимая это цель или неподвижная.

Такие системы применяют два вида слежения: алгоритмическое, где используется техническое зрение, и нейросетевое, способное самостоятельно распознавать объекты и уничтожать их. Так же дооснащаются системами ИИ и уже существующие модели дронов, например для улучшения качества работы оператора в ночных условиях,- в дроны встраивается новая камера с модулем ИИ, позволяющая получать изображение в инфракрасном спектре при нулевом освещении и преобразовывать его в читаемую черно-белую картинку для дальнейшей передачи оператору.

Таким образом мы видим, что технический прогресс идет огромными шагами и РЭБ постепенно перестает считаться полноценной надежной защитой. Но что же защитит от дронов с ИИ нового поколения позиции бойцов, стратегические и инфраструктурные объекты, транспорт и боевые машины, которые противник непременно захочет поразить новейшими беспилотниками? — ответ на этот вопрос пока до конца не ясен и мы думаем, что в самое ближайшее время обязательно должны появиться новые решения для постепенно нарастающей проблемы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *