Пн-пт: 09:00-19:00

Сб-вс: 10:00-17:00

Тяжёлый БПЛА «Мотылёк» поднимает в воздух 300 кг

Отечественная промышленность разрабатывает и регулярно выдает публике и профессионалам различные БПЛА , в том числе и модели с уникальными характеристиками. Очередным таким занимательным образцом стал БПЛА «Мотылёк» от компании-разработчика «Совэлмаш» из Зеленограда. Сейчас это самый большой российский квадрокоптер с электродвигателями, обладающий феноменальной грузоподъёмностью.

Основной сферой деятельности компании-разработчика является создание и выпуск различных электродвигателей и приводов и этот опыт она решила распространить в более интересном проекте по созданию тяжелого БПЛА который, кажется, шутки ради назвали Мотыльком. В основу этого проекта заложен опыт и наработки, о которых сообщалось уже давно, однако только весной этого года появилась первая информация о проекте тяжёлого квадрокоптера и предприятие в этот момент уже занималось сборкой первых двигателей. Большую часть нового квадрокоптера на «Совэлмаш» собрали самостоятельно по собственному проекту и с использованием специальной оснастки.

В начале лета сообщили о начале сборки каркаса, на базе которого в дальнейшем должны были монтироваться все прочие агрегаты. Эту часть работ выполнили в кратчайшие сроки, после чего провели окончательную сборку опытного БПЛА.

В начале августа компания-разработчик БПЛА сообщила о старте испытаний опытного образца нового дрона и опубликовали видео одного из испытаний на котором БПЛА был помещен на испытательный стенд с динамометром и производился запуск двигателей на разных режимах. Была показана достаточная тяга, которая позволяет коптеру взлетать и поднимать очень крупный для такого типа БПЛА груз. Так же в начале августа был анонсирован анонсировала показ своего нового БПЛА на международном военно-техническом форуме «Армия-2024» в парке «Патриот», где на своём стенде компания «Совэлмаш» разместила все свои основные разработки в области электротехники. Среди них были различные типы двигателей, как отдельно, так и в составе различных изделий. Однако наибольшее внимание привлекал , конечно, БПЛА «Мотылёк».

На мероприятии были раскрыты основные цели проекта, характеристики коптера и потенциальный круг решаемых задач. Также была продемонстрирована грузоподъёмность аппарата. Опытный БПЛА был показан с авиабомбой весом 250 кг на внешней подвеске. Так же была получена информация о том, что в ближайшее время проект «Мотылёк» перейдёт от стендовых и наземных испытаний к полноценным полётам. На этом этапе будут определены живые тактико-технические характеристики, выявлены возможные недочеты, а так же утверждены концепции боевого и иного применения.

Однако сроки проведения оставшихся работ пока не могут быть названы. Также не сообщается о наличии интереса к проекту со стороны потенциальных заказчиков. Поэтому на данный момент «Мотылёк» выглядит интересной и многообещающей разработкой, но без чётких и определённых перспектив.

Итак, обобщим информацию: «Мотылёк» от «Совэлмаша» — это тяжёлый квадрокоптер с электрической двигательной установкой. По расчётам, он должен показать высокие лётные характеристики и поднимать в воздух различные полезные нагрузки.

Основной несущий элемент беспилотника — каркас из алюминиевых труб. У него есть псевдофюзеляж, к которому присоединены боковые лучи для установки двигателей. Также у «Мотылька» на данный момент имеется лыжное шасси с силовыми стойками, способными выдержать как сам БПЛА, так и его полезную нагрузку. Алюминиевый каркас сочетает в себе достаточную прочность и сниженную массу, что соответствует специфике такого летательного аппарата.

Силовая установка «Мотылька» включает четыре электродвигателя, разработанные «Совэлмашем» под руководством инженера Дмитрия Дуюнова. Основой этих двигателей является асинхронное мотор-колесо 318-го габарита, построенное на базе технологии совмещённых обмоток «Славянка». Эта конструкция предусматривает одновременное использование двух обмоток: типа «звезда» и типа «треугольник». Такая конструкция двигателя позволяет нарастить основные показатели, такие как мощность или обороты, без существенного увеличения общей массы.

Каждый из двигателей «Мотылька» весит по 24 кг и развивает мощность 60 кВт. Двигатель комплектуется воздушным винтом с шестью пластиковыми лопастями постоянного шага, которые обеспечивают тягу порядка 150 кгс. Энергоснабжение двигателей осуществляется за счёт аккумуляторов, размещаемых в «фюзеляже» БПЛА. Возможна установка нескольких таких устройств, что позволяет увеличить общую ёмкость батарей и, соответственно, продолжительность и дальность полёта.

«Мотылёк» получил систему дистанционного управления, исполняющей команды оператора. Для пилотирования и проведения разведки на борту беспилотника установлена видеокамера. В будущем приборное оснащение БПЛА может быть дополнено другими устройствами.

Собственная масса тяжёлого коптера, в зависимости от комплектации и конфигурации систем питания, не превышает 300 кг. Максимальная взлётная масса — 600 кг, из которых не менее половины может составлять полезная нагрузка.

Скоростные характеристики «Мотылька» пока не уточнялись. Дальность полёта и рабочий радиус зависят главным образом от ёмкости установленных батарей. Разработчики говорят о дальности не менее 150 км.

БПЛА «Мотылёк» может быть носителем разнообразных полезных нагрузок. Большая масса и грузоподъёмность позволяют ему брать на борт сложные и тяжёлые приборы разного назначения. В отличие от более лёгких БПЛА, он не ограничивается только оптико-электронными системами. Возможно размещение радиолокаторов, станций радиоразведки или другой аппаратуры.

Также тяжёлый коптер следует рассматривать в качестве потенциального носителя вооружений. На выставочный образец для наглядности подвесили полноценную авиационную бомбу. При этом «Мотылёк» сможет нести и другие боеприпасы, включая управляемые. Возможно использование комбинированных нагрузок.

Опытный БПЛА «Мотылёк» смог привлечь внимание посетителей форума «Армия-2024» и стал темой множества публикаций. Главным поводом для интереса к этому изделию стали его размеры и масса. Кроме того, многие обратили внимание на него из-за подвешенной бомбы — необычного решения для отечественных квадрокоптеров. При всем этом большое значение имеют и другие особенности проекта. Например, в «Мотыльке» представляет интерес подход к проектированию, происхождение ключевых компонентов и т.д.

Новый тяжёлый БПЛА представляет понятный интерес для различных заказчиков. В первую очередь такую технику могут заказать вооружённые силы. В войсках имеется множество разнообразных коптеров, но в основном это техника лёгкого класса. Новый тяжёлый образец дополнит её и даст армии ряд новых возможностей в контексте разведки и ударов.

«Мотылёк» с лёгкой аппаратурой разведки и ёмкими аккумуляторами сможет длительное время оставаться в воздухе и обеспечивать разведку, целеуказание и корректировку в интересах различных огневых средств.

Дальность и продолжительность полёта можно конвертировать и в большую боевую нагрузку. БПЛА сможет сбросить на противника большое количество малых боеприпасов или один крупный, недоступный для коптеров других типов. В обоих случаях «Мотылёк» очень сильно отличается от прочих отечественных квадрокоптеров.

Следует отметить, что конечные результаты проекта «Мотылёк» критически зависят от его двигательной установки. В проекте используются двигатели оригинальной конструкции, разработанные отечественными специалистами и собираемые предприятием «Совэлмаш». Они уже прошли часть испытаний вместе с новым БПЛА и дали уверенность в их работоспособности и надежности.

Если все оставшиеся проверки завершатся успешно и БПЛА довести до серийного производства, это будет одним из главных успехов. При этом 60-киловаттные электромоторы можно будет использовать не только на серийных «Мотыльках», но и на другой технике. Кроме того, появится возможность сделать аналогичные двигатели в других размерах и категориях мощности.

Таким образом, российская промышленность приступила к разработке тяжёлых БПЛА коптерного типа. Первый опытный образец этого класса успешно прошёл стендовые испытания, и вскоре он будет готов к полётам. Состоятся полноценные испытания в воздухе, по результатам которых будет принято решение о его дальнейшей судьбе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *