Завершены испытания первого тяжелого морского беспилотника » Визир» российского производства и стартовало его серийное производство. Работа над беспилотником началась в конце прошлого года. С тех пор были созданы рабочие образцы и проведены многочисленные испытания. Все протоколы по испытаниям уже подписаны. Тяжелый многофункциональный возвращаемый морской дрон на базе безэкипажного катера «Визир» выполняет все поставленные задачи в соответствии с ожиданиями. Об этом сообщили в пресс-службе холдинга KMZ (Кингисеппский машиностроительный завод). Новый беспилотник имеет преимущество по скорости перед иностранными аналогами. Катер является универсальным и может применяться для выполнения различных задач,- он может доставлять грузы, проводить разведку или участвовать в боевых действиях с помощью размещенного на борту управляемого оружия. В текущей конфигурации водный беспилотник планируется вооружить легкими ракетами, разместив до 8 пусковых установок на один борт. Такой безэкипажный катер может выполнить функцию носителя ракеты с малой поражающей мощностью, которая имеет свою видеокамеру и автономное управление с земли оператором с помощью пульта или искусственного интеллекта. Можно положить заряд небольшой поражающей мощности, но который точечно дойдет, куда нужно, и осуществит подрыв. Скорость ракеты относительно небольшая, сама ракета — очень простое и недорогое изделие стоимостью порядка 500 тыс. руб. и таких установок можно смонтировать до восьми штук. Эксперты отмечают, что такой аппарат может помочь российским военным в их дальнейших наступательных действиях, в частности на правом берегу Днепра.
Приводим слова управляющего директора холдинга KMZ Михаила Даниленко: У нас есть значительное скоростное преимущество перед иностранными аналогами. Также есть возможность работы со стрелковым оружием на базе электростабилизированной платформы. А с учетом многоканальной системы управления функционал можно расширять больше и больше.
При этом беспилотный катер полностью создан из отечественных материалов. По словам представителя холдинга, в беспилотнике все комплектующие российского производства — от двигателя до системы управления.
— Еще одно преимущество — за нами огромное предприятие, которое может организовать массовый и серийный выпуск. Речь идет о многих сотнях изделий в год. При необходимости можно дополнительно продолжать наращивать производительность и далее, — отметил управляющий директор холдинга.
Как пояснили специалисты холдинга, данный катер способен работать без вмешательства оператора, заложенная в него программа и элементы искусственного интеллекта позволяют выполнять задачи и возвращаться к месту базирования.
Разработана система интеллектуального управления, то есть даже если он потеряет все сигналы, то всё равно имеет заранее заложенный алгоритм, как действовать, куда плыть. У него есть «мозги» для того, чтобы жить своей жизнью и чётко понимать, где свой берег, где чужой — отметил разработчик.
Длина дрона 7 м, ширина 2,5 м, скорость до 45 км/ч, дальность действия базовой модели катера на малых скоростях до 270 миль (примерно 500 км). На более коротких дистанциях БЭК может развивать максимальную скорость — до 80 км/ч. Наличие специальной платформы позволяет спокойно работать в условиях волнения, сильного ветра и удерживать заданные цели. Известно, что «Визиры» могут брать на борт более 1 тонны груза, что позволяет отнести их к среднему классу подобных аппаратов. Также, по словам разработчиков, возможно доведение этой машины до уровня тяжёлого класса.
В настоящее время чаще используют морские катера-камикадзе, но и катера-разведчики весьма перспективны. Они достаточно небольшие, поэтому создать и выпустить в больших количествах не сложно, и в случае потери не жалко. Понятно, что разработка не самая дешевая, но главное — не будет потери человеческого экипажа. Проект беспилотника «Визир» должен привлечь внимание наших военных, ведь он выглядит очень перспективно и благодаря ему могут быть сохранены многие жизни. Такой дрон мог бы очень пригодиться морякам-черноморцам. Именно там сейчас идут боевые действия, и жизни людей подвержены риску. А этот дрон можно отправлять перед живыми людьми и пойти за ним следом. Конечно, дрон может быть потерян, но человеческая жизнь будет сохранена, а информация об обстановке будет получена. При этом уже нет смысла использовать безэкипажные катера против украинского флота (как носители вооружения или в роли камикадзе), так как украинского флота, можно сказать, уже не существует, однако в будущем эта разработка может оказаться весьма актуальной и для действий атакующего плана. В ближайшем будущем новый беспилотник может быть полезен для ведения разведки на территории оставшихся под контролем Украины портов, например Одессы. Рассматривается возможность использования «Визиров» и для перехвата вражеских дронов. Как отмечает производитель, российские аппараты будут способны поражать их ракетами, крупнокалиберным пулемётом или подавлять с помощью систем РЭБ. Помимо этого, такие безэкипажные катера могут применяться в качестве платформы для запуска воздушного беспилотника.