В подразделения российской армии начал поступать новый БПЛА «Альбатрос М5». Сам БПЛА представляет собой адаптированный для использования в военных условиях агродрон Альбатрос AERO AGRO. Перед беспилотником ставятся задачи по разведке в глубоком тылу противника и корректировке артиллерийского огня и может выполнять задачи в любое время суток. Дрон способен выполнять достаточно длительный полет, удаляться от места старта на десятки километров и вести высококачественную фото- и видеосъёмку наземных объектов. Аппарат предназначен для разведки, корректировки, наведения и подтверждения поражения цели.
Новый БПЛА Альбатрос М5 — это дрон самолетного типа построенный по схеме «летающее крыло» с размахом крыла 3,3 м , дополненная парой килей снизу. Для удобства транспортировки крыло сделано разборным и имеет съёмные консоли. Масса летательного аппарата, в зависимости от комплектации, не превышает 15 кг. Полезная нагрузка «Альбатроса М5» составляет около 5 кг. В зависимости от погодных условий и полезной нагрузки он может находится в воздухе до 4,5 ч, радиус действия — около 60 км в полной нагрузке и до 300 км без нагрузки, крейсерская скорость -72 км/ч, максимальная скорость — до 120 км/ч. В носовой части БПЛА установлен бесколлекторный электродвигатель с тянущим воздушным винтом. Внутри крыла расположены четыре литий-ионные батареи для питания мотора, систем управления и полезной нагрузки. БПЛА взлетает со стартовой катапульты на основе резиновых шнуров. Посадка осуществляется на парашюте. Для предотвращения повреждений планера предусмотрен сброс консолей при превышении расчётных нагрузок. Дрон состоит из комплектующих 60% которых собственные разработки и производятся внутри страны.
На данный БПЛА можно установить HD-камеру, фотоаппарат или тепловизор. Запись ведётся запись как на внутренний носитель, так и выполняется передача данных на операторский пульт. Предлагаемое оборудование позволяет беспилотнику вести разведку, выдавать целеуказание и корректировать огонь. При необходимости БПЛА может получить любую другую полезную нагрузку, типа газоанализатора, мультиспектральной камеры и так далее
В состав беспилотной системы входит станция управления на основе ноутбука. Управление БПЛА осуществляется с помощью контроллера-геймпада. Станция управления включает средства связи, обеспечивающие управление беспилотником на расстоянии до 90 км.
Данный БПЛА уже используется в приграничье и на некоторых направлениях в зоне СВО. Как сообщается, «Альбатросы» в основном применяются в интересах ракетных войск и артиллерии. Характеристики этих беспилотников позволяют вести разведку на пределе дальности стрельбы ствольных и некоторых реактивных систем. При этом данные о цели или корректировка передаются почти в режиме реального времени.
Основные характеристики:
Тип аппарата: самолет
Схема аппарата: летающее крыло
Размах крыла: 3.3 м
Тип двигателя: тянущий, электрический (бесколлекторный)
Система позиционирования: GPS / Глонасс
Аккумуляторные батареи: Li-Ion (4 шт.)
Максимальное время полета: 4.5 ч
Площадь аэрофотосъемки за полет: до 20 км²
Крейсерская скорость полета: 72 км/ч
Диапазон рабочих высот: 80-1000 м
Диапазон скоростей полета: 65-120 км/ч
Максимальная высота полета: не менее 5000 м
Максимальная длина маршрута: 300 км
Максимальная взлетная масса: 15 кг
Максимальная масса полезной нагрузки: 5 кг
Бортовая запись данных телеметрии: непрерывная в ходе полета
Метод взлета: с помощью катапульты (эластичной/пневматической)
Метод посадки: парашютный в полуавтоматическом режиме
Габариты площадки для взлета/посадки: от 100×100 м
Устойчивость к ветру: до 18 м/с
Диапазон эксплуатационных температур: -30ºC … +50ºC
Степень защиты: IP56
Время развертывания: 10 мин
Транспортировочные габариты: 1200x800x150 мм
Крепление полезной нагрузки: универсальное (тип 1)
Предотвращение повреждений при посадке: отсоединение крыльев
Система аварийного поиска: автономный GPS трекер/радиомаяк
Система отцепа строп парашюта после посадки: есть
Ресурс корпуса: не менее 300 циклов взлет/посадка
Дальность работы в прямой радиовидимости: до 90 км
Полет в условиях отсутствия связи: есть
Разработку БПЛА ведет одноимённая компания «Альбатрос, основанная в 2017 г. группой энтузиастов из подмосковного г. Королёв.
Сначала речь шла только о технике гражданского назначения. За несколько лет работы «Альбатрос» разработала целый ряд таких БПЛА, как самолётного, так и коптерного типа. Компания также нашла заказчиков для своей продукции.
В 2022 г., после начала Спецоперации по защите Донбасса, компания начала адаптировать свою продукцию для использования в боевых действиях. На этом этапе решались вопросы упрощения и удешевления производства, а также увеличения темпов выпуска.
В 2023 г. компания «Альбатрос» переехала в особую экономическую зону «Алабуга» в Татарстане. Там была развёрнута новая сборочная линия с повышенной производительностью. Благодаря этим мероприятиям удалось наладить поставку техники в армию в необходимых количествах. Сейчас предприятие собирает и отгружает до 30 БПЛА этого типа ежемесячно. По некоторым данным, в настоящее время в зоне проведения Спецоперации находится около 70 БПЛА этого типа. К сожалению, эксплуатация БПЛА сопровождается потерей техники, но её уровень невелик, а эффективность работы полностью компенсирует неизбежные потери. Данный тип БПЛА с возлагаемыми на них задачами, постоянно находится в зоне поражения ПВО противника, включая переносные зенитные комплексы. Отсюда большие потери машин этого типа, и их нужно как можно больше. Разведчики полезны не только артиллерии. Они, постоянно находясь в воздухе, позволят видеть практически всё. Они не дадут развернуть артиллерию, сосредоточить броне- или штурмовые группы для наступления. Точно и вовремя нанесенный удар сорвет любую атаку.
Производитель готов продолжать выпуск «Альбатросов М5» и даже может увеличить его темпы. Это означает, что данные БПЛА могут получить более широкое распространение и понятным образом повлиять на разведывательные возможности армии. Воспользуются ли вооружённые силы таким предложением, покажет время.